От аппарата Белла, до видеотелефона.

Первая трель "телефона Белла" раздалась в Екатеринодаре 18 февраля 1882 года. Единственная линия протяженностью один километр соединяла штаб Кубанского казачьего войска с квартирой наказного атамана ККВ. А телефонизация "общего пользования" в кубанской столице началась с курьеза. 13 января 1893 года "Кубанские областные ведомое и" сообщили, что в городе за счет казны скоро будет построена телефонная сеть. На установку "переговорных автоматов" охотников по тем временам оказалось не так уж мало - более 50 человек, которые внесли плату за пользование телефоном за полгода вперед. Был составлен и отправлен в Петербург план предстоящих работ, которые должны были начаться в апреле. Но проходили дни, месяцы, кончился год - телефона все не было. В конце мая 1894 года на улице Красной у купца Вавилова был арендован дом под телефонную станцию. Однако пролетели весна, пето, осень. К тому времени кое-кто из екатеринодарцев, потеряв веру в казенную связь, установил в своих квартирах сравнительно недорогой электрический переговорный аппарат системы местного механика А. Д. Самарского. А общегородской телефон все еще "устраивался": на Красной появились высокие деревянные столбы с перекрестьями, над головами прохожих протянулась тонкая проволока...

И вот однажды телефон все- таки зазвонил! Первая проба "аппарата Белла", произведенного компанией "Эриксон": "Алло! Алло! Кто у телефона?". Второго мая 1895 года заработал круглосуточный городской телефон. "Наконец- то дождались!" - с восторгом восклицала областная газета. Уже к 1900 году в Екатеринодаре работало 186 телефонов: из главного города края можно было позвонить в Ростов, Таганрог, Ейск, Азов и даже Петербург. Однако пользоваться телефоном, могли немногие: плата за домашний аппарат составляла 75 рублей в год! От южной столицы не желали отставать другие кубанские города. В 1896 году "заговорил" телефон в Новороссийске, а к 1912 году телефон пришел даже в станицы - Выселки, Березанскую, Кореновскую, Журивскую, на хутор Малеваный...

Следующую страницу в жизни краснодарского телефона открыл 1927 год. К этому времени в городе числилось 550 абонентов, но желающих иметь "переговорный аппарат" было втрое больше. И по- этому в краевом центре приступили к постройке большой телефонной станции Спустя семьдесят с лишним лет городские телефонные сети обслуживают 230 тысяч номеров, а протяженность их линий составляет почти 13 тысяч километров. Экскурсия по центральной АТС начинается с ее главного зала: Заходим в большую светлую комнату, основную часть которой занимают шкафы с ячейками-чипами. Перед вами кросс - сердце автоматической цифровой телефонной станции, которая обслуживает номера на 51, 53, 55, 59, - поясняет начальник городских телефонных сетей Владимир Коноваленко. - Каждая из ячеек - это номер абонента. Все краснодаркие телефонные станции связаны между собой в три сетевых кольца: если случится сбой или поломка в одном из них, оператор переключит абонента на другое кольцо. Кстати, наше оборудование, как и первый екатеринодарский телефон, выпущено фирмой "Эриксон".

Единственное наследство аналоговых АТС и ручного соединения - картотека, - показывает на кипы записей в круговых стойках электромеханик станционных сооружений Ирина Свистунова. - Всю содержащуюся в них многолетнюю информацию мы постепенно заносим в компьютеры. Соседняя с залом комната - аппаратная. Здесь словно пульс мигают индикаторы на девяти рядах шкафов-коммутаторов, а в зале по соседству за работой АТС следит оператор. Горожане общаются друг с другом по ISDN-линиям, из 24 АТС больше половины - цифровые Лишь 60 тысяч абонен- Iских номеров остались аналоговыми (телефоны на 33, 37, 31, 32, 36). Пока они соответствуют техническим стандартам современной связи, но в ближайшие 20 лет их тоже заменят цифровыми.

Ежедневно счастливыми обладателями собственного телефонного номера становятся в среднем 50 краснодарцев, а в год набегает до восемнадцати с лишним тысяч новоиспеченных абонентов. Своей очереди на получение телефона ждут еще 15 тысяч горожан.

- Практически весь город сегодня телефонизирован, без связи остается лишь частный сектор в центре, - продолжает Коновален- ко. - Не забываем мы и об улучшении качества связи. Раньше линии были длинными. Звонок от абонента к абоненту мог "пробегать" семь-восемь километров, сегодня это расстояние не превышает трех, что сказывается на качестве связи. Кроме того, уже в марте начнется разблокирование 33, 32, 31, 36-й АТС: жильцы квартир, где телефоны были параллельными с соседями, получат собственные номера.

Более 30 лет назад на улицах Краснодара сразу в пяти местах появились первые таксофоны - уличные телефонные автоматы общего пользования. Сейчас в столице Кубани исправно связывают нас друг с другом 2256 телефонных автоматов. Их обслуживанием и установкой ведает компания "Югтаксофон", филиал ЮТК. Таксофоны, которыми пользуются краснодарцы, существуют двух типов - городские и универсальные, - объясняет экономист Елена Бегллиева. - Из двух с половиной тысяч телефонных автоматов 910 - универсальные, позволяющие делать международные, междугородние и обычные внутригородские звонки. Все телефоны-автоматы в краевом центре отечественного производства - сделаны в Перми, Санкт-Петербурге. До появления сотовых телефонных сетей основной вал звонков горожан брали на себя именно уличные телефоны. Ныне таксофоны хоть и справляются с числом соединений, но не всегда выдерживают другие атаки – вандалов.

- Недавно все таксофоны Краснодара были объединены в компьютерную сеть, - продолжает Елена Бегалиева. - Теперь каждое утро наш центр обслуживания начинает с обзвона телефонов-ав- томатов, чтобы знать, какому из них требуется срочный ремонт. В день мы регистрируем до десяти выведенных из строя автоматов. Конец прошлого века принес нам сразу два чуда технической мысли: сотовую связь и видеотелефон. Оба новшества в ближайшее десятилетие грозятся догнать по популярности привычные телефонные линии.

Первая кабина видеотелефонии открылась в краевом центре в 1997 году - спустя 30 лет после введения в эксплуатацию первой ISDN-станции. ISDN-линии дают возможность осуществлять видеотелефонную связь и являются по сути цифровым вариантом обычных телефонных сетей.

Самый простой пример использования видеотелефона - видеосвязь в программе "Время", - рассказывает заместитель начальника переговорных пунктов предприятия "Кубаньэлектросвязь" Лариса Бурцева.

- Наша компания предоставляет цифровую телефонную связь с превосходным изображением, которое с маленького экрана переносится на большой. Позвонить по видеотелефону жители краевого центра могут в 94 города России. Видеокабины открыты в Центре новых технологий, в переговорных пунктах по улице Красной, 59 и 118, круглосуточный пункт открылся недавно неподалеку от вещевого рынка на улице Павлова.

Связисты называют видеотелефон "свиданием на расстоянии". Вместо дорогого перелета, к примеру, во Владивосток, достаточно заказать видеопереговоры. Обычно это делается за два-три дня: за это время телефонисты могут уведомить телеграммой вызываемую сторону, когда и куда ей надо явиться для общения со своими близкими, живущими на другом конце страны. Кстати, стоимость видеозвонка не так уж высока: 12 рублей 60 копеек за одну минуту встречи и 19 рублей 20 копеек за телеграфное уведомление.

- В месяц у нас бывает 20 - 30 заказов на входящие и исходящие видеосообщения, - говорит Лариса Бурцева. Со временем наша компания планирует предоставлять и международную видеосвязь - для тех, кто не имеет возможности навестить своих родственников за границей. Сначала помощником в бизнесе, а потом и удобным срелсзом коммуникаций для всех - от школьников до пенсионеров, стал мобильный телефон. Сегодня две трети компаний работают со стандартом связи GSM 900/1800. Сотовыми телефонами в крае пользуются 1 млн. 17 тыс. абонентов. Специалисты прогнозируют, что в этом году удобной, но пока еще не слишком дешевой! мобильной связью обзаведутся около 600 тысяч кубанцев. Тем более что выбор есть. На Кубани и в ее столице работают пять компаний: "Евразия Телеком" ("Индиго"), "Мобиком Кавказ" ("Мегафон"), "Вымпелком" ("Билайн"), "Кубань- GSM" (ее акционером является корпорация "Мобильные Телесистемы") и "Кубтелеком" (подключает к стандарту CDMA и работает в Краснодаре и его пригородах). Популярность этого вида телефонии наглядно показывает статистика: один из лидеров сотовой связи на юге России "Кубань-GSM" подключает более двух тысяч новых абонентов ежедневно.

...Первый телефон Белла весил около трех килограммов - в отличие от компактных соврменных мобильных телефонов, работающих практически везде. Неизменным осталось лишь главное назначение любой связи: объединять людей и делать их жизнь более комфортной.

Анастасия КУРОПАТЧЕНКО