Телефон. От роскоши к средству общения (1882-1942)
Великий русский инженер Александр Степанович Попов в мае 1895 года открыл всему миру радио. Он впервые продемонстрировал гений русского ума, прославившегося в столь значительном для истории человечества деле - телекоммуникации - связи на расстоянии между людьми. Из поколения в поколение передаются знание и опыт россиян в области электросвязи от великих ученых теоретиков до тружеников телефонных станций и линейных сооружений. В краевом центре Кубани - Краснодаре история развития телефонной связи начинается очень давно, с 1882 года, когда в Екатеринодаре начала действовать первая телефонная линия, соединившая при помощи стального провода штаб Кубанского казачьего войска с квартирой наказного атамана. Линия имела протяженность «в одну версту четырнадцать саженей и два фута». Телефоном можно было пользоваться только в служебное время; по окончании работы телефонный аппарат штаба запирался в специальный шкафчик. А в мае 1895 года в Екатеринодаре начала круглосуточную работу городская телефонная станция. В Екатеринодаре был установлен коммутатор МБ системы «Эриксон» на 100 телефонных номеров. В 1898-м - в городе работало 2 коммутатора с воздушной телефонной однопроводной сетью на 189 телефонов. В 1899 году общая длина линии составила 32 версты. Телефонную сеть обслуживали 9 человек. В 1901 году было уже 3 коммутатора и в сеть включено 226 телефонов. В 1902 году количество телефонов в городе увеличилось на 53 аппарата и составило 279. Общая протяженность линий - 37 верст, обслуживало их 10 человек: 7 телефонисток и 3 надсмотрщика. Городская телефонная станция размещалась в одноэтажном здании на углу улиц Почтовой (ныне Постовая) и Рашпилевской.
Шли годы, и процесс развития электросвязи ставил новые проблемы перед обществом, без решения которых невозможно развитие цивилизации. Менялись правительства, менялись политики, идеология, перестраивалась страна, но неизменным был и остается интенсивный рост технического уровня электросвязи. С помощью электросвязи многократно увеличились скорость и поток передаваемой информации, начался бурный прогресс в науке и технике, культурной жизни, международных отношениях.
Но давайте вернемся к далекому прошлому нашего Краснодарского края, в то время когда система электросвязи Кубани, да и в целом по СССР, базировалась в основном на воздушных линиях связи, технические возможности которых были недостаточными для обеспечения качественной связью потребителей, обладали они и малой пропускной способностью. Нередко воздушные линии и вовсе выходили из строя, их обрывали зимой тяжелые наледи и сильные ветры. 25 октября 1865 года в Екатеринодаре была открыта первая телеграфная станция, связавшая его со Ставропольем. Через территорию нашего края в середине XIX века была проложена международная линия Лондон - Дели, которая обеспечивала телеграфной связью столицу Великобритании с колониальным государством Индией. В дореволюционной Кубанской области в 1913 году была построена первая отечественная телефонная линия Екатеринодар -Новороссийск. В 1914 году были построены две стальные линии, подключенные на Краснодарскую телефонную станцию и связавшие центр Кубани с Ростовом, где работал шведский коммутатор, установленный еще в начале века. Для работы с крупными городами России, в том числе и с Москвой, было введено регулирование времени переговоров за несколько дней вперед. На одни сутки вводилось строго установленное время работы с Москвой, от 30 минут до нескольких часов. Лишь после 1937 года, когда Краснодарский край стал самостоятельной административно-территориальной единицей, междугородная телефонная станция и телеграф стали развиваться более интенсивно. В предвоенные годы здесь был оборудован зал на 10 коммутаторов. К ряду крупных населенных пунктов Кубани протянулись новые воздушные линии.
К 1 января 1914 года в России находилось в эксплуатации более 120 концессионных и арендных городских телефонных сетей. Однако наряду с ними начинают появляться и правительственные городские телефонные сети, строительство и эксплуатация которых осуществлялись почтово-телеграфным ведомством России. Насколько быстро развивалась городская телефонная связь, видно из следующих данных о количестве абонентов всех городских телефонных сетей на территории России. В 1883 году было всего 772 абонента, к 1900 году их стало 25 тысяч, к 1910-му - 97 тысяч, к 1914-му - 187 тысяч, к 1918 году их число составило более 233 тысяч абонентов. Телефонная связь очень скоро стала необходимостью для деловой жизни страны, но пользоваться ею не могли все граждане России, потому что абонентная плата в то время была очень высокой. Поэтому в Москве к 1 января 1914 года на каждый телефонный аппарат приходилось в среднем 29 человек. Во всех других крупных городах охват населения телефонной связью определялся в 50 - 100 жителей на телефон, в то время как в крупных зарубежных телефонных сетях было всего по 10 - 15 человек. Недостаток в телефонах чувствовался особенно сильно в периоды интенсивного развития деловой жизни страны. По сравнению с другими государствами Россия значительно отставала в развитии телефонизации. Она занимала последнее место среди других развитых стран мира. Под давлением многочисленных заказчиков, требовавших принять меры к улучшению телефонного дела, Главное управление почт и телеграфов России 30 декабря 1910 года представило Совету Министров свои соображения «О мерах к развитию сети телефонных сообщений в России». Совет Министров 20 января 1911 года отметил, что развитие в России телефонных сообщений общего пользования как городских, так и междугородных стало назревшей государственной потребностью. Но решительных мер к улучшению положения дел предпринято не было. В период Первой мировой войны состояние городских телефонных сетей еще более ухудшилось. Главное управление почт и телеграфов не смогло технически обеспечить строительство и эксплуатацию городских сетей.
В дореволюционной России собственных телефонных заводов в стране не было. Потребность в оборудовании удовлетворялась иностранными фирмами «Сименс и Гальске», «А. М. Эриксон» и «Н. К. Гейслер и К°», имевшими в Петербурге свои предприятия. После окончания срока концессии Белла развитие телефонных и телеграфных сетей в России производилось в основном силами местных концессионеров, которые преследовали свои частные интересы. В то время городские телефонные сети Западной Европы и Америки с начала XX столетия развивались путем постройки крупных районных телефонных станций, емкость каждой из которых часто достигала 10 тысяч номеров. Устройство районных станций позволяло расширять телефонную сеть, по существу, безгранично. В 1915 году в Екатеринодаре сдано в эксплуатацию новое здание городской почтовой конторы на углу улиц Рашпилевской и Карасунской, куда и была переведена телефонная станция вместе с городской почтовой конторой. При этом емкость ГТС увеличилась вдвое и составила 6 коммутаторов МБ системы «Эриксон» на 600 телефонных номеров.
Во время Гражданской войны городская телефонная сеть России была приведена в жалкое состояние. Перед работниками связи в советский период встала трудная задача: отыскать такие технические решения развития городских телефонных сетей, которые соответствовали бы новым условиям и масштабам удовлетворения потребностей в телеграфной и телефонной связи широких масс трудящихся культурных и промышленных центров страны и крупных предприятий. Народный комиссар почт и телеграфов В. Н. Подбельский в своей работе «Почта, телеграф и телефон» в 1919 году писал: «Мы должны поставить телефон в советской России на высшую ступень технического совершенства - это бесспорно. Мы должны выработать такую организационную форму в управлении телефонным делом, при которой достигалась бы максимальная возможность управлять им с наименьшей тратой сил и с наибольшим результатом в смысле расширения строительства и планомерного управления телефонным делом».
Городская телефонная связь молодой советской страны характеризовалась очень низким уровнем развития: один телефонный аппарат приходился в среднем на 550 человек населения. 6 июля 1919 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров о национализации всех находящихся на территории РСФСР телефонных сетей с передачей управления и эксплуатации их Народному Комиссариату почт и телеграфов. Декретом Совета Народных Комиссаров 2 июня 1922 года телефонные станции были переведены на хозяйственный расчет с оставлением их в ведении Народного Комиссариата почт и телеграфов. Только к 1929 году было закончено восстановление городской телефонной сети нашей страны до уровня 1918 года. К этому времени на заводе «Красная заря» было освоено производство оборудования автоматических телефонных станций и таким образом создана современная техническая база для развития телефонной связи.
1923 год. В Краснодаре работала одна радиостанция, имевшая один приемный аппарат. В сутки из Москвы принималось более двух тысяч слое. В основном это были правительственные распоряжения и телеграммы РОСТА. На радиостанции кроме радиотелеграфа имелся и радиотелефон. В час дня по нему из Москвы ежедневно передавались последние новости. В Краснодаре и области в это время имелось 10 радиоприемников. (Красное Знамя, 1923, 11, 24 мая, 11 августа.)
В 1925 году началась подготовка к первой реконструкции и расширению Краснодарской городской телефонной сети. По решению Народного Комиссариата связи в 1925 - 1926 годах была изготовлена проектная документация для проведения реконструкции телефонной сети в Краснодаре. В начале 1927 года был организован прорабский участок под руководством инженера московской городской телефонной станции А.И.Семенова. С ним прибыл старший техник С.И. Пастухов и бригада мастеров по изготовлению бетонных блоков для телефонной канализации и железобетонных колодцев и коробок. Весной 1927 года в Краснодаре вступил в строй завод по изготовлению одно-, двух- и трехотверстных бетонных блоков и коробок. В 1928 году проводилась прокладка кабелей, оборудование вводов, подготовка телефонной сети к переключению на новую технику. Весь 1929 год проводился монтаж оборудования новой станции ЦБХЗ завода «Красная заря» емкостью 1200 номеров. Одновременно заканчивались все работы, оставшиеся незавершенными, и по линии. Проведением всех мероприятий руководил прораб Г.А.Дорошенко. В конце 1929 года новая сеть и телефонная станция вступили в эксплуатацию. Кабельный ввод на кроссе новой ГТС был выполнен на 1400 пар. Магистральная кабельная сеть была заложена с учетом будущего расширения до 2400 номеров. Началась эксплуатация кабельной сети. Появилась группа кабельщиков, хорошо знающих свое дело. Объем работ постепенно возрастал за счет развития распределительной сети. Передовики производства линейного цеха неоднократно отмечались грамотами и денежными премиями. Широко было развито соревнование. К этому времени был полностью укомплектован штат ГТС. К 1934 году емкость станции на 1200 номеров была израсходована, т.к. развитие телефонизации шло весьма ускоренными темпами. В 1934 -1935 годах проведено частичное расширение сети и станции силами работников ГТС. Емкость ГТС доведена до 3080 номеров, благодаря дополнительной загрузке рабочих мест телефонисток - до 160 номеров.
Армавир в 1911 году.
В 1929 году в городе Ростове-на-Дону, являвшемся тогда административным центром Северо-Кавказского края, куда входил и город Краснодар, была пущена автоматическая телефонная станция на 6 тысяч номеров. Это положило начало интенсивному развитию и автоматизации городской телефонной связи не только в регионе, но и на территории нашего края.
За 1930-е годы прирост емкости телефонных станций в нашей стране в среднем за год составлял 12,8 %, и к 1941 году она превысила в пять раз их емкость в 1929 году, достигнув 1 миллиона 175 тысяч 700 номеров, в том числе АТС - 424 тысячи 400 номеров. В 1937 году образовался Краснодарский край. Появились краевые организации и учреждения. Потребовалось обеспечить их связью. Дополнительная станционная емкость была быстро израсходована. На запросы краевых организаций Народный Комиссариат связи ответил, что на ближайшее время замену ручной станции на АТС в Краснодаре он запланировать не имеет возможности. В этих условиях для обеспечения телефонной связи краевых организаций вынуждены были устанавливать ведомственные телефонные станции (ЦБ и МБ) емкостью от 40 до 200 номеров, а городская телефонная станция - предоставлять им хотя бы минимальное количество соединительных линий для выхода в сеть города. Из-за появления на сети ГТС многих ведомственных станций и значительного увеличения параллельных телефонов, нагрузка резко возросла и труд телефонисток стал еще более тяжелым. Тем не менее даже в этих условиях многие телефонистки перевыполняли нормы скорости ответов и количества вызовов. В 1939 - 1940 годах телефонистки О. Д. Титова и М. С. Северинова, совершенствуя приемы обслуживания абонентов, довели скорость ответа с трех до двух секунд и количество вызовов с 500 по норме до 1000 и выше за час. Им было присвоено звание «Мастер связи».
В 1938 - 1941 годах в Краснодаре после реконструкции введены в строй масложировой комбинат, мясокомбинат, заводы «Октябрь», им. Седина, им. Калинина и другие. Необходимо было телефонизировать эти предприятия. Но, чтобы выполнить это, требовалось провести расширение кабельной сети. Московским отделением «Гипросвязь» был разработан проект реконструкции Краснодарской ГТС, которым предусматривалось расширение магистральной и распределительной кабельной сети и образование новых шкафных районов. С первых же дней 1941 года здесь закипела активная работа.